Для профессиональных продавцов автомобилей, желающих зарегистрировать свой автосалон и размещать неограниченно объявления о продаже автомобилей: Войти | Регистрация

Масло как основной атрибут надежности двигателя

05, Июль 2010
Как правило, весной или на лето многие автомобилисты меняют масло в своих автомобилях. Сейчас на рынке просто невероятное количество предложений разных марок и типов масел. Простому покупателю порой бывает сложно разобраться во всем этом многообразии. И, как правило, большинство идет на поводу рекламы и покупает масло широко разрекламированное, либо то которое посоветует техник на сервисе. Для того что бы немного разбираться в данном вопросе попросим специалиста просветить нас. В качестве специалиста выступает доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского университета Александр Шабанов. Который проведет анализ и исследования полусентитических масел 10W-40. Эти масла в данное время самые востребованные на отечественном рынке. Соответственно и занимают большой объем продаж. Даже при беглом осмотре ассортимента было выявлено более 40 различных масел. Поэтому специалистами принято решение провести экспертизу только заграничных производителей, а масла отечественного производства будут оценены отдельно. Из оставшихся заграничных образцов выбирают самые раскрученные и широко применяемые марки масел. Причем все они должны отвечать европейской классификации А3. Таких подопытных образцов набралось восемь штук. Это: Шелл, Эссо, Зик, Маннол, Мобил, Равенол, Виско, Кастрол.
Для процесса анализа были привлечены три независимых лаборатории. Это сделано для того что бы распределить типы исследований и не допустить ошибок результатов. Допустим, первая лаборатория призвана провести сравнительные анализы и моторные испытания всех образцов. Данная лаборатория считается основной. Основной ее задачей является выяснить, как конкретное масло влияет на работу двигателя, его мощность, экономичность и токсичность выхлопных газов. Естественно, что все масла тестируются на одном двигателе и одной марке бензина, с одними и теми же параметрами работы двигателя. И здесь в данной лаборатории готовили образцы масел для двух других. Свежее масло из канистр было принято не брать, так как оно после нескольких часов работы или даже нахождения в двигателе резко меняет свои свойства. Это связано с процессами окисления масел. И лишь после этих процессов масло стабилизируется на весь срок его эксплуатации. Если в последующем оно снова будет изменять свои свойства, значит использовать его уже нельзя. Перед началом тестирования каждый образец отработал до 12 часов на двигателе. Это приблизительно соответствует 1000 км пробега. В качестве начала отсчета взяли показатели дешевенького минерального масла той же категории10W-40. И так масла отработали сравнительные циклы и определены их физико-химические параметры. Материалы со всех лабораторий собраны в одном месте, и теперь можно приступить, к сравнительному анализу испытуемых образцов.
Для более удобного анализа были разработаны пять номинаций. Своеобразных «Оскаров» масел. Конечно ни кто ни каких золоченых статуэток не получит, но аплодисменты вполне заслужат. Итак, первая номинация это – экономичность. В данной номинации оценивается влияние масла на расход топлива в двигателе. Вторая номинация это – мощность и динамика. Здесь определим, какое масло лучше остальных влияет на динамику автомобиля и работает под нагрузкой. Третья номинация это экологичность. Не всегда производители учитывают данный параметр, но в настоящее время он очень актуален. Четвертая номинация присуждается за защиту в экстремальных ситуациях. Ну и пятая за характеристики, влияющие на запуск двигателя.

Экономичность.
Здесь проведение теста и анализа проще простого. Просто взяли и подсчитали удельный расход топлива на каждом из видов масел. И у кого он оказался меньше тот и победил. Наименьшим расходом отличилось масло «Зик», «Шелл», «Эссо». Причем экономия по сравнению к базовому маслу составила не много не мало целых 8%. Вопрос, откуда взялась такая экономика при в принципе одинаковой вязкости. Все дело оказывается в том, что производители масел измеряют ее до температуры 100 градусов включительно. Ведь так требуют ГОСТы и нормы ASTM. А в отдельных узлах и механизмах температура достигает до 200-220 градусов. А вязкость разных масел при таких температурах, очень разнится. Для двигателя должно использоваться масло с оптимальной и эффективно подобранной вязкостью. Если параметры вязкости отклоняются в ту или другую сторону тогда расход топлива увеличивается. По результатам испытаний практически у всех претендентов вязкость имеет этот оптимальный параметр. Лишь у «Мобил» этот параметр слегка ниже, чем у остальных. Таким образом, при температуре 200 и выше градусов разница между заявленной и реальной вязкостью может составлять до 30%.

Вторая номинация мощность и динамика.
После проведения тестирования и сравнив результаты, получился совсем не большой разброс показаний. Причем этот разброс вложился в погрешность измерений. Это отклонение составило около 1,5%. Поэтому учитывая разницу минимальной, можно присудить премию всем номинантам. Что же может здесь влиять на мощность. Ответ прост это – снова вязкость масла. Опять вспоминаем различие вязкости на высоких температурах. И как вследствие этого, при повышенной вязкости пленка, образующаяся на поверхностях механизмов двигателя, имеет большую толщину, чем при стандартной вязкости. А такая толстая пленка увеличивает трение между механизмами. А чем выше трение, тем ниже мощность. А если вязкость меньше, пленка тоньше, трение меньше, мощность больше. Но есть одно но, меньшая по толщине пленка быстрее разрушается и следовательно снова мощность уже будет не та.

Экологичность.
Проведение анализов по данному параметру так же не сложный процесс, однако, есть свои нюансы. Естественно для определения параметров по данному критерию измеряем, выхлопные газы сравниваем и получаем результат. Но, кроме стандартных токсичных веществ масла содержат и такие как сера и фосфор. Газоанализатор их просто не учитывает, а они приносят не малый вред окружающей среде. Плюс, попадая в нейтрализатор, эти вещества значительно сокращают ресурс его работы. По результатам замеров стандартных газов лидером становится «Кастрол». Некоторые другие масла показали близкие к нему показатели. А такие масла как «Шелл», «Эссо», «Мобил», «Манолл» показали немного большее количество остаточных углеводородов СН. Наверное, здесь повлияла летучесть базового масла, именно на эту причину косвенно указывают физико-химические данные. По содержанию фосфора все масла уложились в пороговые данные. Однако такие марки как «Мобил» и «Манол» находятся на самом краю допустимых значений. А такие масла как «Зик», «Кастрол», «Виско», «Шелл» имеют наименьшие показатели. Что касается содержания серы, то все масла показали одинаковое количество, которое составило приблизительно 0,5%. Но и здесь есть лидер и аутсайдер. Меньше всего серы в «Зик» - 0,19%, а у «Шелл» - 0,67%. Таким образом, по измерениям эклогичности, по содержанию вредных веществ, агрессивных компонентов непосредственно в масле на лидирующие позиции однозначно выдвигается участник нашей экспертизы с дальнего востока.

Следующим критерием, по которому мы будем оценивать масло это – защита в экстремальных ситуациях.
Такая ситуация встречается довольно редко но может произойти с каждым. Как правило, это связано с тем, что уровень масла в двигателе ниже нормы. Это может произойти по двум основным причинам. Первая это когда вам явно не долили масло в двигатель при его замене, а вторая ситуация когда неисправны какие то узлы и агрегаты двигателя и через них происходит постепенное утекание масла. Естественно эксплуатировать автомобиль на таких режимах нельзя. Однако, если вы просто банально не усмотрели данное обстоятельство, либо до ближайшей цивилизации очень далеко. А в нашей стране такое сплошь и рядом. Поэтому ГОСТы имеют свои требования к маслам по данным параметрам. Определяются они по результатам трибологических показателей. Сам процесс испытаний происходит на четырех шариковой машине трения. Такая методика позволяет тестировать трансмиссионные масла, поэтому для двигательных масел является скорее рекомендательной, чем требовательной. На данной установке усилие сваривания (когда шарики без задира, относительно друг друга уже не проворачиваются) практически для всех испытуемых масел одинаково. Единственным более низким результатом по отношению к остальным показало масло «Зик». Однако если взять величину прилагаемого усилия можно с уверенностью сказать, что при таких усилиях в двигателе не работает ни один агрегат. Поэтому строгих норм и требований по данному параметру нет. Для нашего теста более необходимыми будут показатели критической нагрузки, которые характеризуют устойчивость масляной пленки. И второй показатель стойкость к износу, показывает насколько масло устойчиво к износу. По первому параметру лидерами стали масла «Манол» и «Мобил». А такая марка как «Шелл» имеет результат чуть ниже. По мощности данное масло так же не особо блещет показателями. Поэтому можно сделать вывод, что на данные показатели влияет низкая стойкость масляной пленки данного масла. Что касаемо износа то отстали от остальных «Кастрол» и «Маннол». Таким образом, по данным критериям лидером становится «Мобил».

И наконец, пятая позиция теста. Пуск двигателя.
Запуск двигателя с плохим маслом которое либо тягучее либо чересчур жидкое занятие не из приятных. Да и ресурс двигателя такие масла не увеличивают точно. Поэтому в данной номинации будем измерять коэффициент вязкости масла, температуру застывания и температуру проворачиваемости (чем она ниже тем лучше). Также показатель падения мощности на малых оборотах двигателя (от 300 до 1000об/мин). По замеру вязкости выявились два лидера «Шел» и «Зик». Их коэффициент вязкости равен 155. Но есть и два отстающих это: «Кастрол», и «Виско». Их показатель вязкости на данном тесте меньше 147. Такой тест дает величину температуры проворачиваемости. Что касается температуры застывания то немцам здесь нет равных. «Равенол» и «Маннол» показали результаты ниже -40 градусов. А такие марки как«Зик» и «Шелл» - минус 35, что тоже вполне достаточно для наших средних широт. Что касается пусковой мощности, результаты не сильно разнятся. Однако все равно несколько ниже параметру у таких масел как: «Зик», «Равенол», «Маннол». Но в общем зачете, по совокупности всех параметров лидерами стали «Шел» и «Зик». В наш тест мы не включили такой показатель как моющая способность масел и их способность к различным отложениям. Все дело в том, что такой параметр измеряется при достаточно долгой работе масел в двигателе. Однако можно немного предсказать такие параметры по некоторым косвенным признакам с большой долей вероятности. Одним из признаков является степень летучести масла. Чем этот показатель ниже, тем масло имеет большую стойкость и соответственно меньше отложений оно дает. Такой параметр как летучесть определяется по температуре вспышки. Для масла «Зик» этот параметр равен 242 градуса, а для масла «Эссо» всего 209 градусов. Однако если масла и загрязняют то вполне могут и прибраться за собой. Точнее это делают различные моющие присадки. Они характеризуются величиной щелочного числа и долей кальция в масле. В данном вопросе лидирует «Шел», его величина щелочного числа равна 8мг КОН/г. Однако немного завышена летучесть. Но если взять все эти параметры в общем, то они довольно точно сбалансированы между собой. Остальные масла данный показатель имеют в пределах 5-6мг КОН/гр. Единственное что «Зик» судя по предыдущему параметру, имеет чуть меньший показатель к образованию различных отложений. Ну а щелочи в нем столько же, сколько и у остальных, так что выводы делайте самостоятельно.
Подведение итогов теста проводилось по такому алгоритму. Сначала выявили лидеров в каждой из номинаций и расставили все масла так же по рейтингу в каждой номинации. Затем каждому месту рейтинга присвоили свой балл. Самый высокий равный 8 достался первому месту, а самый низкий соответственно 1 достался восьмому месту. После просуммировали баллы для каждого масла по всем номинациям. Однако, пред этим каждой из номинаций присвоили свой коэффициент значимости на который первоначально умножались баллы. К примеру, для номинации «Экономичность» он составил 0,5, а «пуск двигателя» всего 0,2. Остальные были оценены в 0,1. Цены производителей в расчет не принимались. И по итогам такого тестирования масел получился следующий результат.
Восьмое место заняло масло «Виско». К единственному плюсу можно отнести неплохие показатели мощности при высоких температурах. Все остальные параметры чуть ниже среднего.
Седьмое место заняло масло «Маннол». Кроме дешевизны имеет в принципе не плохие показатели. Однако энергосберегающие свойства довольно посредственные.
Шестое место заняло масло «Кастрол». Имеет высокий показатель защитных свойств. По остальным параметрам как рекомендация использовать его в жаркую пору года.
Пятое место заняло масло «Равенол». Не имеет ни одной победы в номинациях. Однако, показало довольно не плохие результаты по всем параметрам, выше среднего.
Четвертое место заняло масло «Мобил». Победитель в номинации защиты в экстремальных ситуациях. Однако по экономичности довольно уступает своим конкурентам.
Третье место заняло масло «Ессо». Данное масло разделило победу по параметрам экономичности. В остальных разделах теста имеет довольно высокие показатели. Немного портит картину полное отсутствие влияния на мощность двигателя.
Первое и второе место разделили масла «Шелл». Имеет самые высокие показатели экономичности и пуска двигателя. Щелочность тоже на высоком уровне. Единственным минусом является наличие большого количества серы. А так же масло «Зик». Лидер по экологичности, высокие показатели по экономии и пуску двигателя. В остальных номинациях имеет показатели выше средних.

Рубрика: Ремонт и эксплуатация
Кол-во просмотров: 7541
Сохранить статью
Рубрики
Автоспорт
Автомобиль и закон
Выбор автомобиля
Ремонт и эксплуатация
Бизнес
Недвижимость
Производство
Дом и офис
Разделы
Автолюбителю:
« декабрь 2024 »
пн вт ср чт пт сб вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Последние предложения
Mercedes-Benz E 240, 1997
3 000 USD
BMW 318, 2000
4 000 USD
Hyundai H-1, 2011
29 900 USD
BMW X3, 2009
32 188 USD
Курсы валют
Валюта       Курс -/+
USD/RUB 30.96
EUR/RUB 40.12
Поиск новостей